Состав Социально-Психологической службы:
Таргонская Майя Леонидовна Педагог-Психолог |
Кошелева Евгения Григорьевна Социальный Педагог Педагог-Психолог |
Казанская Вера Анатольевна Социальный Педагог учитель - логопед |
Цель службы:
оказание психологической помощи и поддержки всем участникам образовательного процесса, обеспечение социально-психологического проектирования, мониторинга и экспертизы условий личностного, интеллектуального и социального развития детей и подростков, охраны их психологического здоровья.
В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» в своей деятельности Служба исходит из необходимости достижения образовательных, социальных целей системы образования:
· Образовательная цель – это приобретение обучающимися, воспитанниками необходимых знаний, умений и навыков, необходимых для достижения успеха в жизни.
Социальная цель – это помощь обучающимся, воспитанникам в определении своих возможностей, исходя из способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья, помощь в воспитании стремления к взаимопомощи, толерантности, ответственности и уверенности в себе, способности к активному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности.
Задачи службы:
- Психологический анализ социальной ситуации развития в образовательных учреждениях, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения;
- Содействие распространению и внедрению в практику образовательных учреждений достижений в области отечественной и зарубежной психологии;
- Участие совместно с органами управления образованием и педагогическими коллективами образовательных учреждений в подготовке и создании психолого-педагогических условий преемственности в процессе непрерывного образования;
- Содействие личностному и интеллектуальному, эмоциональному и коммуникативному развитию обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе развития личности;
- Формирование у обучающихся, воспитанников способности к самоопределению и саморазвитию;
- Профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье, а также развитии обучающихся, воспитанников;
- Психологическое обеспечение образовательных программ с целью адаптации их содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным возможностям и особенностям обучающихся, воспитанников;
- Участие в комплексной психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий, проводимой по инициативе органов управления образованием или отдельных образовательных учреждений;
- Содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в образовательных учреждениях;
- Содействие в обеспечении деятельности педагогических работников образовательных учреждений, научно-методическими материалами и разработками в области психологии.
Основные направление деятельности:
- Обеспечение психологической безопасности и развивающего характера образовательной среды – система мер, направленных на устранение факторов негативного воздействия образовательной среды на развитие личности обучающихся, в том числе психологического насилия; а также на формирование социально-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса, обеспечивающей возможность компетентного выбора личностью своего жизненного пути, самостоятельного решения проблем, умение анализировать ситуацию и выбирать соответствующее поведение, не ущемляя свободы и достоинства другого.
- Психологический мониторинг – система информационного сопровождения инновационных процессов в образовании, позволяющая анализировать изменения в качестве обучения и личности обучающихся на основе объективных данных.
- Психологическая экспертиза – оценка соответствия программ, образовательных маршрутов и других составляющих образовательной среды поставленным развивающим задачам, а также возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся.
- Психологическое проектирование – разработка системы педагогических и психологических мероприятий для решения задач обучения, воспитания и развития обучающихся с целью сохранения и укрепления психического и социального здоровья и благополучия всех участников образовательного процесса.
- Оказание помощи участникам образовательного процесса – система мероприятий, направленных на преодоление психолого-педагогических проблем, возникающих у участников образовательного процесса.
Психологическая помощь участникам образовательного процесса включает в себя следующие виды деятельности:
- Психологическое просвещение – система мероприятий, направленных на формирование у обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и руководителей образовательных учреждений психологической компетентности, а также потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития и для решения профессиональных задач.
- Психологическая профилактика – мероприятия, направленные на предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, в образовательных учреждениях, возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта, разработка профилактических программ и конкретных рекомендаций обучающимся, педагогическим работникам, родителям (законным представителям) по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития.
- Психологическая диагностика – психологическое изучение обучающихся, воспитанников на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации. Психологическая диагностика проводится специалистами как индивидуально, так и с группами обучающихся образовательных учреждений;
- Психологическая коррекция и развитие – активное психологическое воздействие, направленное на устранение и компенсацию выявленных отклонений в психическом и личностном развитии обучающихся. Целью психологической коррекции и развития является достижение адаптации в образовательной среде, гармонизация личности и межличностных отношений.
- Психологическое консультирование – оказание помощи личности в ее самопознании, адекватной самооценке и адаптации в реальных жизненных условиях, формировании ценностно-мотивационной сферы, преодолении кризисных ситуаций и достижении эмоциональной устойчивости, способствующих непрерывному личностному росту и саморазвитию, включая индивидуальные и групповые консультации обучающихся, педагогов, родителей (законных представителей).
- Профессиональная ориентация – психологическое обеспечение профессионального самоопределения и выбора оптимального вида занятости обучающихся с учетом их интеллектуально-личностных возможностей, мотивационной направленности и социально-экономической ситуации на рынке труда.