Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 07.08.2020, 19:29

МБОУ "Многопрофильный правовой лицей №8" г. Псков

Меню сайта
Из жизни лицея

История лицея

Главная » История лицея

 

От мариинской гимназии до МОУ "Многопрофильный правовой лицей №8"

 

 

мариинская

  ул.Гоголя,19. Мариинская женская гимназия

(1840-1850 гг.) 

    История Псковской Женской Мариинской гимназии представляет яркую иллюстрацию страниц становления женского образования в России. 15 ноября 1860 года по инициативе губернатора В.Н. Муравьёва на ул. Гоголевской, в городе Пскове было открыто первое женское училище. В 1861 году оно стало именоваться «в честь Августейшего имени Её величества» Государыни императрицы – Мариинским.
     Цель обучения в училище состояла в том, чтобы приготовить девиц к выполнению требований общественной и семейной жизни, а также дать им хорошее религиозно-нравственное и умственное образование. Срок обучения в училище был шестилетним, в него принимались девочки всех сословий, и вероисповеданий.
     В 1870 году училище получило статус гимназии. При поступлении в гимназию девочки должны были обладать «первоначальными» знаниями и именно благодаря «вступительным испытаниям» они могли быть приняты.
     Предметами обучения стали закон божий, славянский язык, русский язык, математика, физика, космография, французский и немецкий языки, география, история, пение, танцы, в старших классах – педагогика. Продолжительность урока в гимназии была 45 минут, самая большая перемена – 30 минут. Задача гимназии состояла в том, чтобы приготовить опытных учительниц с правом преподавания в начальных классах.
     По окончании гимназии воспитанницы из среднего сословия разъезжались для преподавания по Псковской губернии, и в первой половине двадцатого века определяли уровень начального образования, в годы первой мировой войны работали сестрами милосердия в госпиталях.
     Крупным событием в жизни Мариинской женской гимназии стало участие учреждения в художественно-промышленной выставке в Москве, в 1881 году. Среди работ, представленных на выставке, были сочинения по русскому, французскому, немецкому языкам, по педагогике 8 класса, а также рукодельные изделия ручной работы.

    21 ноября 1910 г. на празднование 50-летия гимназии приехала императрица Мария Фёдоровна, так как гимназия была названа её именем. Лучшим ученикам Мария Фёдоровна вручила книги и похвальные листы.
Развитие образования в городе Пскове прошло те же этапы, что и в России в 19 и 20 веках. В октябре 1918 года ВЦИК утвердил «Положение о единой трудовой школе», в соответствии с которым вводился девятилетний срок обучения: первая ступень обучения для детей 8 – 13 лет; вторая ступень – для детей 13 – 17 лет. В области содержания, методов учебной работы устанавливалась тесная связь обучения с общественно-полезным трудом. Была введена классно-урочная система. При заводах и школах в 20 годы организуются пионерские и комсомольские организации. Одним из первых в городе Пскове был создан пионерский отряд на базе второй общеобразовательной школы, которая впоследствии стала частью восьмой школы.

 

    Ученики довоенной школы понимали, что будущее страны Советов зависит от каждого из них. Решить задачи индустриализации страны могут только образованные люди. Большинство старшеклассников увлекались естественно-математическими науками. Всё это было возможно благодаря удивительным учителям, работающим в то время в школе. Окончив Вузы, многие выпускники возвращались в родную школу.
Из письма выпускника 1951 года Дмитриева Виктора Андреевича о Вознесенской Ольге Павловне, которая в течение многих лет (с 1949 года) преподавала физику в 8 школе: «Благодаря мягкой лиричной интонации её изложения, абстрактные законы физики становились как бы одушевлёнными существами – их легко было различить по норову. Ольга Павловна убедила, что мир – это не хаос, но космос, т.е. гармония противоречивых единств».
В 30 годы ребята посещают кружки в Детском доме культуры, школе, активно занимаются спортом. Многие награждены значками БГТО, Ворошиловский стрелок. Особым успехом пользуются авиамодельный кружок. Ученики поколения 30-ых годов крепко дружили, бескорыстно помогали друг другу.
     Из воспоминаний выпускника 1937 года Юрия Георгиевича Трифонова: «… в школе и всё свободное от учёбы время, мы проводили вместе – участвовали в драматическом и багетном кружках Детского дома культуры, занимались в школьных спортивных секциях по футболу (один раз даже у сборной детской команды Ленинграда выиграли), волейболу, проводили экскурсии по городу, в Пушкинские горы, выезжали с концертами в колхозы, вели большую общественную работу в комсомоле, в самоуправлении в школе, Детском доме культуры – всего не перечтёшь, чем мы занимались. Даже уроки, особенно подготовку к экзаменам и контрольным работам, делали коллективно. Помогали заболевшим одноклассникам на дому. Валя Чернышёв и Валя Жукова тяжело болели и длительное время, почти весь учебный год, лежали в больнице и школу не посещали. А Вале Жуковой помогали ещё и питанием, потому что у неё не было родителей, а время было голодное. Наши родители ежедневно делали лишний обед для Вали, а мы по очереди его относили ей в больницу. Жили общей жизнью, общими интересами. Вот поэтому,… дружба наша не стареет…»
В 1932 году были открыты школьные мастерские, под руководством директора Эрзама Эдуарда Ивановича была организована работа кружков на базе школьных мастерских. На площади «Жертв революции» ученики высадили деревья, оборудовали сквер.
    В 1941 году выпускались два класса. Выпуск был очень дружный. Ребята вместе готовили вечера, любили совместные походы в лес, хорошо учились.
     21 июня 1941 года на выпускном вечере в Летнем саду было весело, до утра играла музыка, молодёжь танцевала под музыку вальс…
      Об этом трагическом времени выпускниками школы написано много воспоминаний, стихотворений.

Юрий Спиридонов (1991 год)

В том памятном всем сорок первом году
Мы вальс танцевали на школьном балу.
Последний звонок прозвучал для нас,
Прощался со школой десятый класс.
Танцуя, не знали мы с вами тогда,
Что там, за порогом, стояла война.
Мальчишки всем классом ушли воевать,
Девчонки остались в неволе страдать.
Не всем удалось убежать от судьбы,
Но все пострадали от этой войны.
Много из тех, кто пошёл воевать,
В братских могилах остались лежать.
Вечную память они заслужили
За то, что собою страну заслонили.
Помянем же их, этих храбрых парней,
Ушедших от нас наших школьных друзей.

    Из письма Марка Гейликмана (39 г. выпуска) «Исполнилось 22 года. Я даже забыл День рождения и вспомнил несколько дней спустя, потому, что в день своего рождения я был в горячей схватке. Находился в нескольких метрах от вражеских пулемётов, которые били по моей группе трассирующими, зажигательными пулями, но вреда не принесли, хотя мы были на воде и на льду. Повезло, скажу честно. Постараюсь жить побольше, вреда немцам тоже побольше принести. Я понимаю, что в час опасности моя жизнь принадлежит Родине, которая дала мне всё и которая сейчас требует многого… а в случае необходимости и жизни, так как на карту поставлена судьба её».

    Из газеты «За Родину» 24 марта 42 года: «Товарищ Гейликман перед выполнением боевой задачи передал заявление: «Я желаю идти в бой коммунистом, клянусь, не щадя своих сил, а если понадобится и жизни бить фашистских бандитов». Он погиб, выполняя Государственное задание 28 января 1942 года.

Во вражью траншею
Взлетел ураганом!
Фашистское встретив зверьё,
Он умер, как Данко,
Взметнув над врагами горячее сердце своё.

     Многие выпускники не вернулись с кровавой войны.
     С сентября 1945 года школа стала средней, численность учеников достигла 1200 человек, количество классов – 66.
Послевоенные ученики не только учились, но и восстанавливали город. Из воспоминаний выпускника 51 года Дмитриева Виктора Андреевича, профессора кафедры журналистики информационной политики Российской Академии государственной службы при Президенте Российской Федерации: «Опалённые войною в детстве мы в ту пору стали первым в стране подрастающим поколением, которому посчастливилось учиться, а потом работать и жить в условиях мира. Между тем настоятельно требовалось подняться над разорённым бытом, духовно возвыситься над каждодневными, часто не детскими заботами, заглянуть вперёд. На помощь пришла мечта. Наша школа всячески культивировала мечту, придавала ей черты реальности. И только на уроках вставала перед нами заря совершенно иной будущности.
     8 школа города Пскова, сейчас, как известно, одна из лучших, в наше время была непререкаемо лучшей».
В середине 1950 годов школа стала работать по новому учебному плану. В конце 50 годов школа перешла на политехническое обучение. И в 1958 году снова переехала на ул. Некрасова, д. 9 . В этом здании располагалась до 1980 года.
    В связи с активным строительством микрорайона на Завеличье и решением Администрации города о создании учебного центра на базе 8-ой школы по улице Некрасова д. 9. учреждение переезжает в новое здание на улицу Западную д. 5.

     Выпускники 10-ых классов (кл. рук. Деричева В.И., и Черемисина Л.С.) и их родители решили, что они будут в родной восьмой. Вместе с учителями они перевозили мебель, оборудование, выполняли ремонтные работы.
Школьная жизнь в новом здании началась заново. Надо было формировать общешкольный коллектив, продолжать традиции 8-ой образцовой школы, заниматься благоустройством территории. Общественная жизнь, как и во все времена, была очень активной. Ребята участвовали в конкурсах агитбригад, патриотической песни, в сдаче ленинского зачёта. Собирали макулатуру и металлолом, помогали более слабым и отстающим, и твёрдо знали, что живут в самой лучшей на земле стране.
      Стремление быть востребованными, полезными отличало комсомольцев 80-ых «Если быть – то на переднем крае, если делать – то наверняка» – таким был девиз комсомольской организации 10 а класса, которым руководила Деричева В. И. а отрядная вожатая класса Остапенко М. В., тогда студентка педагогического института.
В ясный октябрьский день, когда в 10 а классе проводился диспут о красоте внешней и внутренней, вошла Мирра Николаевна, директор школы и сказала: «Привезли более 100 саженцев деревьев, до завтра они могут погибнуть. Кроме Вас в школе никого нет…» Уставшие, голодные, но гордые от сознания выполненного долга возвращались ребята домой, а 117 деревьев на удивление прижились и радуют нас своей зеленью. Первыми золотыми медалистами школы были Швецова Ирина, Иванова Татьяна, Ершова Ольга, тоже выпускники этого класса.
    Перестройка, начавшаяся в стране в конце 80-ых годов, привела к серьёзным изменениям в образовании, появились новые виды образовательных учреждений – гимназии, лицеи. Чтобы не отстать от происходящих в стране процессов, коллектив начал искать свой профиль, определять миссию новой школы.
    Изучив потребности в кадрах на рынке труда и поняв, что нашим выпускникам, чтобы не потеряться в жизни, как воздух, нужны правовые знания и высокая правовая культура, определили милицейско-правовой профиль.
     В этом стремлении нас поддержали два наших любимых генерала – Осипов Станислав Вячеславович – начальник УВД Псковской области и Волчков Иван Михайлович, тогда начальник средней специальной школы милиции МВД России.
Разработка модели нового учреждения шла под девизом: «Новую школу строим вместе». Социальными партнёрами учителей, учеников и их родителей стали работники УВД Псковской области, школы милиции, преподаватели ПГПИ, ПОПКРО, спортивного общества «Динамо», дома детского творчества, учреждение дополнительного образования «Надежда», совет Ветеранов микрорайона школы и другие.
    В течение 15 лет лицей являлся региональной экспериментальной площадкой Государственного управления образования и науки Псковской области.
     За время экспериментальной деятельности были разработаны две Концепции и Программы развития лицея на период с 1993 – 2008 -2013 годы,. авторская педагогическая система гражданского-правового образования лицея. Темами экспериментальной деятельности были следующие: «Отработка модели образовательного учреждения нового типа – школы с лицейскими классами милицейско-правового профиля» (1993-1998 гг), «Реализация модели нового образовательного учреждения милицейско-правовой лицей» (1998 -2002 гг), «Становление педагогической системы гражданского образования как основы деятельности МОУ «Многопрофильный правовой лицей №8» (2004-2008 гг).
     В связи с изменением статуса учреждение вело обучение по новым учебным программам и профилям: милицейско-правовому, экономико-правовому, историко-правовому, эколого-правовому, милицейско-спортивному. Главным предметом на всех профилях обучения является правоведение, оно изучается в лицее, начиная с 5-го класса.
   Учреждение трижды прошло государственную аттестацию и аккредитацию, в результате ему был присвоен статус МОУ «Милицейско-правовой лицей», (1998 год), МОУ «Многопрофильный правовой лицей №8 (2004 год). Учреждение одним из первых в России перешло на предпрофильное обучение и профильную подготовку.
     Педагогическая система гражданского образования получила высокую оценку по результатам государственной и общественной экспертизы.
      Мы гордимся своими удивительными учениками и учителями, любим родную школу.
 
 

 

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Август 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Наш опрос
Готовы ли вы рекомендовать нашу школу родственникам и знакомым?
Всего ответов: 57
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2020
Сайт управляется системой uCoz