![]() |
Мероприятия по популяризации государственной символики Российской Федерации |
|
Урок "Я - гражданин России" |
Фотоотчёт урока
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Конспект урока
Автор работы: Деричева Ирина Александровна, учитель истории МБОУ «Многопрофильный правовой лицей №8» г. Пскова
Класс: 6
Предмет: обществознание
Тема урока: «Я – гражданин России»
Цель урока: создать условия для формирования гражданской компетентности учащихся основной школы.
Задачи урока: продолжить знакомство учащихся с символикой РФ, Конституцией РФ, обязанностями гражданина, понятиями гражданин, патриотизм; воспитывать чувство гордости за свою страну, её народ и историю.
Планируемые результаты: учащиеся научатся характеризовать гражданина РФ; приводить примеры патриотизма; участвовать в эвристической беседе; работать с текстом Конституции РФ; выполнять проблемные задания; применять коммуникативные навыки.
Формируемые УУД:
Метапредметные: определять цель и планировать деятельность; излагать свое мнение, аргументируя его; корректировать свое мнение; организовывать работу в паре; применять полученные знания на практике; осуществлять поиск и выделение необходимой информации; анализировать результаты деятельности.
Личностные: воспитание гражданственности и патриотизма; развитие сотрудничества при работе в парах; формирование познавательного интереса к изучению предмета.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Методы обучения: проблемный, эвристический.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, парная, коллективная.
Оборудование: мультим. проектор, компьютер; презентация урока; музыкальная запись гимна Российской Федерации, песня «Родина»; Конституция РФ; рабочий лист (по кол-ву учащихся в классе); листочки с изображением солнышка (по кол-ву учащихся в классе); карта «Российская Федерация».
Предварительная подготовка: троим учащимся дается опережающее задание:
- Выучить стихотворение «Молодость! Возьми с собой в дорогу…»
- Сыграть роль иностранного гостя.
- Подготовить рассказ о прадедушке – ветеране Великой Отечественной войны.
Ход урока:
- Организационный момент.
Приветствие. Создание позитивного настроя.
Учитель: Давайте глубоко вдохнем. Выдохнем. Посмотрим друг на друга. Улыбнемся. Здравствуйте, садитесь.
- Мотивационно-целевой этап и введение в новый материал.
Учитель: То, о чем мы сегодня будем говорить на уроке относится ко всем нам: к вам, ко мне, к вашим родителям, к нашим гостям. Я сейчас попрошу ________ (имя ребенка) прочитать стихотворение, а вы послушайте, подумайте и скажите, что у нас общего? Что нас объединяет?
Ученик (читает стихотворение)
Молодость! Возьми с собой в дорогу
Самую заветную мечту,
За людей душевную тревогу,
Сердца жар и мыслей красоту,
Мудрость чувства,
Стойкость в бурях жизни,
Мужество во всем и до конца,
Верность другу,
Преданность отчизне,
Имя гражданина и борца.
Учитель: Спасибо. Кто мы все с вами? (ответы учащихся)
Предположите, какая тема сегодняшнего урока? (ответы учащихся)
Слайд Тема урока: Я – гражданин России
Учитель: Возьмите Рабочий лист. Запишите число и тему урока.
Подумайте, какая цель нашего урока? На какой вопрос мы должны с вами ответить на уроке? (ответы уч-ся)
Учитель: Сегодня на уроке мы с вами будем искать ответ на вопрос: Что значит быть гражданином России?
Слайд Что значит быть гражданином России?
Учитель: Запишите этот вопрос в Рабочий лист
- Актуализация предшествующих знаний
Учитель: К нам на урок прибыл гость из другой страны. Я предоставляю ему слово.
Гость (ученик): Hello. My name is Sam. I am from the United Kindom of Great Britain. I would like to know Russian laws, symbols, management.
Учитель задает вопросы учащимся: 1. Гражданином какой страны является наш гость?
2. Что хотел бы узнать о России наш гость?
Наш гость неплохо говорит по-русски. И сейчас он задаст вам вопросы.
Гость (ученик):
- Назовите основной закон РФ? (Конституция РФ)
- Когда была принята Конституция РФ? (12 декабря 1993 года)
- Кем была принята Конституция РФ? (всенародным голосованием)
- Кто является главой государства? (Президент)
- Кому принадлежит законодательная власть в РФ? (Федеральному Собранию)
- Кому принадлежит исполнительная власть? (правительству РФ)
- Назовите символы РФ? (герб, гимн, флаг)
- Вспомните 1-ый куплет гимна РФ?
(Россия — священная наша держава,
Россия — любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава —
Твоё достоянье на все времена!)
- Кто является автором текста и музыки гимна? (автор музыки – Александров, текста - Михалков)
- Что обозначают цвета флага РФ? (белый цвет - мир, чистота, непорочность, совершенство; синий - цвет веры и верности, постоянства; красный цвет символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество)
11. Где можно встретить изображение герба РФ? (на знаменах, печатях, денежных знаках, государственных документах)
Thank you. You`ve helped me very much. Good-bye.
- Спасибо. Обратимся к Рабочему листу, продолжите фразу «Гражданин России знает……..»
- Гражданин России знает…
Учащиеся озвучивают ответы
Слайд Гражданин России выполняет обязанности.
Учитель: В каком законе записаны обязанности граждан России? (ответы учащихся) Мы продолжаем с вами изучение Конституции РФ.
Конституционные обязанности закреплены во 2 главе Конституции РФ – "Права и свободы человека и гражданина".
Задание учащимся (работа в паре): прочитайте указанные статьи Конституции РФ и скажите, какие обязанности есть у гражданина России? Время на выполнение - 5 минут
1 ряд - статья 15, часть 2; статья 17, часть 3; статья 38, части 2, 3
2 ряд - статья 43, часть 4; статья 44, часть 3
3 ряд - статья 57; статья 58; статья 59
(Ответы учащихся)
Слайд Обязанности гражданина
К конституционным обязанностям человека и гражданина относятся:
1. Соблюдение Конституции РФ и законов РФ (статья 15, часть 2).
2. Уважение прав и свобод других лиц (статья 17, часть 3).
3. Забота о детях и нетрудоспособных родителях (статья 38, части 2, 3).
4. Получение основного общего образования (статья 43, часть 4).
5. Забота о памятниках истории и культуры (статья 44, часть 3).
6. Уплата налогов и сборов (статья 57).
7. Охрана природы и окружающей среды (статья 58).
8. Защита Отечества (статья 59).
Задание: в Рабочем листе продолжите фразу «Гражданин России должен выполнять …. (обязанности). Запишите те обязанности гражданина, о которых вы сегодня узнали.
Физкультминутка.
Учитель: Сейчас поиграем с вами в игру «да» или «нет». Встаньте, пожалуйста, займите удобное положение. Я вам буду говорить утверждения, которые начинаются со слова «Я», т. е. это конкретно каждый из вас. Если вы согласны с этим утверждением, то поднимаете руки вверх, если не согласны, то кончиками пальцев достаете до носков ног. Понятно? (дети должны поднять руки вверх)
- Я соблюдаю Правила для учащихся.
- Я ломаю деревья и бросаю мусор на улице.
- Я забочусь о природе.
- Я не буду защищать свое Отечество
- Я никогда не помогаю своим родителям.
- Я не оставляю надписи на памятниках истории и культуры.
- Я не буду участвовать в субботнике по уборке школьной территории.
- Я хорошо учусь.
- Я люблю свою Родину.
Спасибо. Займите свои места за партой.
Учитель: Скажите, как называется человек, который любит свою Родину? (ответы учащихся)
В Рабочем листе продолжите фразу «Гражданин должен любить и служить ...» (Родине, своему народу, т. е. быть патриотом)
Слайд: Патриотизм – это преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу и готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины.
Учитель: 1. Мы с вами начали изучать историю нашей страны. Приведите, пожалуйста, примеры патриотизма из курса истории (ответы учащихся: Александр Невский, борьба Руси с ордынцами: оборона русских городов от войск Батыя, Куликовская битва: Дмитрий Донской, Пересвет и др.)
Слайд Памятник А. Невскому, Д. Донскому
2. В этом году исполняется 70 лет со Дня Победы в Великой Отечественной войне. Сегодня мы продолжим эту тему и послушаем рассказ ученика о его прадедушке - ветеране Великой Отечественной войны.
Слайд Прадедушка
Рассказ ученика
Учитель: Скажите, пожалуйста, а какую пользу нашей Родине, нашему народу можете принести вы – 6-классники? (ответы учащихся)
Подведение итогов урока.
Учитель: Обратимся к вопросу, который мы поставили в начале урока: Что значит быть гражданином России? (ответы учащихся)
А теперь вернемся к теме урока: Я – гражданин России. Какой знак препинания вы бы поставили в конце? (.) (?) (!) и произнесите тему с этой интонацией (ответы учащихся)
Рефлексия: Игра «да» или «нет».
Учитель: Помните условия?
- Мне понравился урок.
- Я удовлетворен своей работой на уроке?
Хотелось бы закончить наш урок на поэтической ноте. В то время пока будет звучать песня о России, возьмите из конверта листочки с солнышком и напишите на нем свои пожелания нашей стране, гражданам России, своим близким, одноклассникам. Прикрепите эти солнышки на карту России. Пусть эти маленькие солнышки принесут нашей стране тепла и добра!
(учащиеся выполняют задание)
Учитель: Посмотрим друг на друга. Улыбнемся. Спасибо за урок!