Мероприятия по популяризации государственной символики Российской Федерации |
|
Гражданско – правовое образование и воспитание в МБОУ «МПЛ№8» г. Пскова (из опыта работы ПМК общественных дисциплин) |
В МБОУ «МПЛ№8» одним из ведущих направлений деятельности является гражданско-правовое образование и воспитание обучающихся.Оно является важным условием построения в стране гражданского общества и правового государства. Гражданско - правовое образование включает элементы правовых, политических, исторических, экономических, этических, социологических и психологических знаний. Современное гражданско – правовое образование нацелено на формирование гражданской компетентности личности, а это совокупность готовности и способностей, позволяющих ей активно, ответственно и эффективно реализовывать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в демократическом обществе, применять свои знания и умения на практике.
В процессе гражданско-правового образования учащиеся основной школы получают представление о следующих гражданских ценностях: патриотизме, самоопределение личности, уважение прав и свобод человека, уважение человеческого достоинства, уважение к институтам гражданского общества, уважение к нормам и правилам современной демократии, общечеловеческим ценностям.
Для реализации целей и задач гражданско-правового воспитания и образования в нашем лицее разработана система мероприятий и учебных курсов. Выделяем следующие направления:
1.Неделя истории, обществознания и права
Встречи с представителями правоохранительной системы | Открытый урок учитель Чиркова Л.М. |
Традиционно в декабре проходит интегрированная неделя истории, обществознания и права, посвященная Международному дню прав человека- 10 декабря и Дню Конституции РФ -12 декабря. В рамках недели проходят встречи с преподавателями юридических ВУЗов, сотрудниками правоохранительных органов. Учителя кафедры проводят открытые уроки, внеклассные мероприятия по праву, мастер-классы для педагогов города Пскова
2.«Правовой бюллетень»
Одна из форм внеклассной работы в лицее - это подготовка, издание и открытая презентация для обучающихся ОАШ города Пскова «Правового бюллетеня». Непосредственно определением темы и подготовкой к изданию бюллетеня занимаются совместно обучающиеся лицея и учителя кафедры общественных дисциплин. Темами «Правового бюллетеня» стали «Права ребенка. Коротко о важном», «Права детей в Интернете», «Подростку о трудовом праве», «Подростку о Конституции».
Цель:
- формирование правосознания и правовой культуры обучающихся, чувства патриотизма, гражданственности социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы, уважающим законы и государственную символику РФ.
Основные задачи:
- осуществлять партнерское взаимодействия школ города Пскова посредством издания и распространения правового бюллетеня
- учить учащихся понимать государственную символику России
- знакомить учащихся с международными и российскими документами о правах ребёнка
- привлекать внимание школьников к проблемам, связанным с соблюдением и необходимостью изучения законов РФ
- воспитывать у учащихся осознанное отношение к своим правам и правам другого человека.
Презентация «Правового бюллетеня»№3 и №4 |
3.Учебный предмет Право
Для реализации представленных гражданских ценностей в лицее проводится систематический курс «Право», начиная с 5 –го класса. Правовое образование — неотъемлемая часть общей культуры гражданина, условие формирования правосознания. Под пропедевтикой правовых знаний понимается находящаяся в рамках образовательного процесса и организованная на идее права система воспитательных и обучающих воздействий, направленных на формирование у детей:
— признания необходимости регуляции общественных отношений нормами, разделяемыми всеми участниками взаимодействия;
— способности обнаруживать в ситуациях взаимодействия нормативный аспект.
На изучение права отводится 17 часов в год в каждом с 5 по 9 классе.
С учетом профиля лицея в старшей школе право относится к числу приоритетных дисциплин, обеспечивающих возможности правовой социализации подростков. Правовое образование направлено на создание условий для развития гражданско-правовой активности, ответственности, правосознания обучающихся, дальнейшее освоение основ правовой грамотности и правовой культуры, навыков правового поведения, необходимые для эффективного выполнения выпускниками основных социальных ролей в обществе (гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя, работника).
4. Элективный курс «Практическое право»
В соответствие с Концепцией профильного обучения наряду с базовыми общеобразовательными и профильными предметами вводится курсы по выбору обязательные для посещения учащимися. Они реализуются за счет школьного компонента учебного плана.
Программа курса по выбору «Практическое право» разработана в соответствие с задачами модернизации содержания образования, основными положениями Концепцией профильного обучения, а также с учетом дидактических требований к уровню правовой подготовки выпускников основной школы. Программа адресована обучающимся 9-х классов школ города Пскова.
Особенность данного курса по выбору заключается в том, что он дает учащимся сведения практического характера, знакомит учащихся с социально-правовыми проблемами и способами их решения, опираясь на конкретные нормы российского законодательства. Проблемы, которые включены в данный курс, касаются широких слоев населения России и, в частности, самих обучающихся.
Элективный курс «Практическое право» способствует воспитанию ключевой компетенции личности в сфере интеллектуальной, коммуникативной, гражданско-правовой деятельности.
5. Правовые и дискуссионные игры
Дискуссионная игра «Если…»
Цель игры: способствовать усвоению учащимися теоретических знаний и практических умений в области права.
Задачи:
- обеспечить гражданско-правовое просвещение школьников( учащиеся знакомятся с Уголовным кодексом РФ и Административным кодексом РФ);
-формировать уважение к праву (преодоление правового нигилизма).
Правовые игры «За и против»
Цель игры:
Формирование у школьников моделей поведения, соответствующих общечеловеческим ценностям.
В ходе подготовки и проведении игры решаются следующие задачи:
-выявить проблемы в классном коллективе;
-способствовать воспитанию правовой культуры подростков;
-содействовать воспитанию моральной и правовой ответственности за избираемую позицию в общественной жизни;
-развивать коммуникативные навыки и умения.
6. Участие в конкурсах
Обучающиеся лицея принимают активное и результативное участие в муниципальных, региональных и всероссийских конкурсах на политико-правовую тематику- это предметные олимпиады по праву и обществознанию, семейная олимпиада по праву, конференции.