Зачем читать:
Чему стоит учиться в школе и не только…
По материалам выступления Ю. Лотмана "ЧЕМУ ЖЕ УЧАТСЯ ЛЮДИ?" // "Первое сентября", № 95, 29 сентября 1994 г.
«….Своих учеников Сократ никогда не учил правильному, никогда на вопрос учеников не отвечал: "Поступайте так". Он говорил: "Давайте подумаем!" А что значит подумаем? Именно различия во мнениях помогают подвигаться к истине. …вся наша жизнь, все наше обучение находятся на двух дорогах. По одному пути мы идем, чтобы быть такими, как другие, для того, чтобы понимать других людей и чтобы они могли понимать нас. Но надо иметь в виду и то, что другому меня не так легко понять... Вот правила уличного движения все понимают одинаково, кроме тех, кто их не знает или плохо о них осведомлен. А.С. Пушкина все понимают одинаково? Нет, все по-разному. Пушкин перед каждым выступает так, как будто он сейчас именно для него написал. И вы все время имеете возможность разговаривать с гениальным человеком, который сам хочет вам что-то сказать. Только откройте уши, только будьте внимательны! Главная беда нашего века состоит в том, что у нас закрыты глаза и уши. ...Определить культуру человека можно по одному признаку: «на что ему не наплевать, что его трогает». Жизнь каждого человека проходит в неких изолированных кругах. Один живет в маленьком кружке, другой - в круге побольше, третий - в еще большем. Величина нашего круга определяется многими признаками: что вам любопытно, что вы знаете, что вас интересует и - еще один и очень важный - почему вам больно? Одному, например, больно, когда его ударяют, а другой на это только скажет: ну, по лицу- это не опасно, лишь бы не убили. Круг побольше, когда человек на оскорбление отвечал дуэлью и говорил, что оскорбление хуже, чем смерть: смерть не может унизить человека, а оскорбления я не перенесу. Другой скажет, я не перенесу оскорбления людей, которых я люблю: я не дам обижать моих детей, не дать оскорблять свою мать, но вот чужого человека... Помните, как у Гоголя: "чего не зрят равнодушные очи". Когда больно от чужой боли - это и есть самый большой круг, круг культурного человека. Мы живем в очень интересное время. И хотя неинтересных времен нет, бывают такие времена, в которых историки, оставляя чистые страницы, отмечают, что ничего не произошло. А те страницы, которые полностью исписаны - в такое время жизнь ничего легкого не представляет. Она тогда требует от человека очень многого. Человек перестает быть винтиком, у него возникает множество ситуаций, когда появляется возможность выбора: поступить одним или другим способом? Каким? На это ему дана совесть, и потому его можно судить. Совесть - это то, что диктует, как поступить, когда есть выбор. А выбор есть всегда..». Выводы авторские (основанные на материалах выступления): Итак, чему же стоит учиться людям? Людям стоит учиться добывать Знания и Мыслить, сохранять Память, развивать Эмпатию и беречь Совесть. Эти те «особые предметы», которые необходимы в любой школе и не только ….
|